суббота, 6 декабря 2014 г.

ГЛАВА VI

ВОЗДУШНАЯ СТРЕЛЬБА

Термины и обозначения элементов траектории снаряда (пули) (рис. 47)

Рис.47 Элементы траектории воздушной стрельбы
Рис.47 Элементы траектории воздушной стрельбы



Траектория — кривая линия, описываемая центром тяжести снаряда.
Точка вылета (O) — точка, в которой находится центр дульного среза в момент выстрела.
Горизонт оружия — горизонтальная плоскость, проведенная через точку вылета.
Линия цели — прямая, соединяющая точку вылета с целью.
Линия бросания — линия продолжения оси канала ствола в момент выстрела.
Превышение траектории (У) - расстояние, измеренное по перпендикуляру от линии цели до траектории.
Понижение траектории (S) - величина по вертикали, на которую опускается снаряд относительно линии бросания под действием силы тяжести.
Начальная дальность (Д0) — расстояние между точкой вылета и целью в момент выстрела (дальность визирования).
Абсолютная линия бросания — прямая, по которой действует вектор абсолютной начальной скорости.
Линейный относ (А) — отклонение снаряда от плоскости бросания в сторону полета самолета.
Начальная точка (A0) — точка, в которой находится самолет-цель в момент выстрела.
Точка встречи (Aу) (упреждённая точка) — точка, в которой встречается цель со снарядом.
Дальность стрельбы (Д) — расстояние от точки вылета О до точки встречи Aу.
Упрежденная линия цели — линия, соединяющая точки О и Aу.
Линейное упреждение (L) — путь, проходимый самолетом-целью за время полета снаряда от точки вылета до точки встречи.
Линия возвышения — продолжение оси канала ствола наведенного оружия.
Угол места цели (e)— угол, заключенный между линией цели и горизонтом оружия.
Угол бросания (q0) — угол, заключенный между горизонтом оружия и линией бросания.
Угол прицеливания (a) — угол, заключенный между линией цели и линией возвышения.
Абсолютный угол бросания (q01) — угол наклона вектора V01, к горизонту оружия.
Бортовой угол цели (j) — угол, заключенный между направлением вектора воздушной скорости самолета V1 и направлением на цель (отсчитывается от 0 до 180°).
Угол относа (b0) — угол, заключенный между векторами V0 и V01.
Угловое упреждение (y) — угол, заключенный между начальной линией цели и упреждённой линией цели.
Раккурс (q) — синус курсового угла цели.
Угол вылета (d) — угол, заключенный между абсолютной линией бросания и линией возвышения.
Установочный угол цели (YЦ) — угол, заключенный между осью прицела и линией цели.
Прицельный угол (YП) — угол, заключенный между осью прицела и осью канала ствола.
Начальная скорость снаряда (v0) — скорость снаряда в точке вылета при выстреле, произведенном на земле.
Воздушная скорость самолета стрелка (V1) — скорость самолета, с которого производится стрельба в воздухе.
Абсолютная начальная скорость снаряда (v01) — геометрическая сумма векторов начальной скорости снаряда (v0) и скорости самолета стрелка (V1).
Скорость цели (VЦ) — скорость самолета противника.
Время полета снаряда до цели (t).
Средняя скорость полета снаряда (vср) — средняя скорость полета снаряда на дальности стрельбы.

Элементы траектории снаряда

Учет собственной скорости (V1)

При стрельбе вперед по направлению полета собственная скорость учитывается в формуле расчета v01:
v01 = v0 + V1.
При стрельбе назад
v01 = v0 - V1.
При стрельбе с бортовым углом,не равным 0° и 180°,
v01 = v0 + V1 cos e cos j.
Пример. v0 = 800 м/сек; V1 = 150 м/сек; e = 18° (соs 18° = 0,95); j = 45° (соs 45° = 0,7).
Решение: v01 = 800 + 150*0,95*0,7 = 900 м/сек.

Линейный относ (А)

Линейный относ определяется по формуле
A = Д*V1 / v0.
Пример. Д = 400м; V1 = 140 м/сек; v0 = 700 м/сек.
Решение: A = 400*140 / 700 = 80м.
Угол относа b0 в подвижном оружии учитывается автоматически.

Учет скорости цели (VЦ)

Линейное упреждение
L = VЦt.
Пример. VЦ = 170 м/сек; t = 0,74 сек.
Решение. L = 170*0,74 = 126 м.
Угловое упреждение
yт = 1000*VЦ*t*sin q / Д = 1000*VЦ*sin q / vср,
где 1000 — коэффициент перевода радиан в тысячные.
Пример. VЦ = 170 м/сек (611 км /час); t = 0,6 сек.; Д = 400 м; q = 50° (3/4).
Решение. yт = 1000*170*0,6*0,77 / 400 = 196 тыс.
Угловое упреждение с достаточной точностью для практики воздушной стрельбы можно рассчитывать по следующей сокращенной формуле:
yт = VЦR,
где R — числитель раккурса (1, 2, 3, 4);
VЦ — скорость самолета-целив десятках километров в час.
По этой формуле решим предыдущий пример:
yт = 61*3 = 183 тыс.

Раккурс

Раккурс измеряется в четвертях по видимому на глаз сокращению размеров фюзеляжа самолета-цели (рис. 48):
Рис.48 Раккурсы
Рис.48 Раккурсы

В практике соответствие курсовых углов самолета-цели и раккурсов с достаточной точностью принято считать:
Курсовые углы самолета-целиРаккурсы
от 0° до 5° (180°—175°)0/4
от 5° до 20° (175°—160°)1/4
от 20° до 40° (160°—140°)2/4
от 40° до 60° (140°—120°)3/4
от 60° до 90° (120°—90°)4/4

Дальность до цели (Д)

При воздушной стрельбе определение дальности до цели производится глазомерно по видимости различных деталей самолета или с помощью сетки прицела, а также по формуле:
Д = 1000*l / gт,
где l — размер цели;
yт — видимый размер цели в тысячных.
Пример. l = 10 м; yт = 20 тыс.
Решение. Д = 1000*(10/20) = 500 м.

Угол места цели (e)

Изменение угла места цели влияет на изменение формы траектории, а следовательно, и на угол прицеливания.
Зависимость угла прицеливания от угла, места цели выражается следующей формулой:
a = a0 cos e,
где a0 — угол прицеливания при e = 0.
Примерa0 = 10°; e = 40° (соs 40° = 0,76).
Решение. a = 10*0,76 = 7°,6.

Угол бросания (q0)

Угол бросания определяется по следующей формуле:
q0 = e + a + d.

Учет ветра

При стрельбе по воздушным целям ветер сносит в одинаковой степени самолет стрелка, самолет-цель и снаряд, поэтому при стрельбе по воздушным целям ветер не учитывается. При стрельбе по наземным целям ветер на цель не влияет, следовательно, ветер нужно учитывать путем выноса точки прицеливания в наветренную сторону от точки прицеливания на величину произведения времени полета пули (t) на скорость ветра (U).

Влияние высоты полета

Влияние формы пули, ее поперечной нагрузки и плотности воздуха на силу сопротивления учитывается приведенным баллистическим коэффициентом cн. Зависимость баллистического коэффициента от высоты полета самолета стрелка учитывается формулой:
cн = c0D
где c0 — баллистический коэффициент у земли;
D — отношение плотности воздуха на высоте к плотности воздуха у земли.
Коэффициент D определяется по табл. 21.
Баллистический коэфициент c0 находится из табл. 22.
Легкая пуля имеет длину около 4 калибров и поперечную нагрузку
q / ( pd2 / 4 ) » 20 г/см2;
тяжелая пуля имеет длину около 5 калибров и поперечную нагрузку
q / ( pd2 / 4 ) » 25 г/см2,
где q — вес пули и d — калибр.
Для того чтобы пуля летела правильно (носом вперед), ей придают вращение вокруг продольной оси. В результате взаимодействия силы трения дули о воздух и силы тяжести возникает явлениедеривации — отклонение пули от плоскост и бросания в сторону вращения (вправо — при вращении пули по часовой стрелке). При воздушной стрельбе на малые дальности деривация мала, поэтому этой величиной пренебрегают.

Расчет угла прицеливания (a)

Угол прицеливания a зависит от четырех величин:
  • результирующей начальной скорости пули v01;
  • дальности стрельбы Д;
  • угла места цели e;
  • баллистического коэффициента пули (снаряда) cн.
Угол прицеливания в минутах вычисляется по формуле:
a = Ф * cos e/ cн.
Здесь коэффициент Ф определяется из табл. 23 в зависимости от произведения cнД и от v01.
Пример. Вычислить угол прицеливания при стрельбе легкой пулей на высоте 6000 м, если дальность равна 525 м, результирующая начальная скорость пули v01 = 850 м/сек, угол места цели eравен 25°, VЦ = 195 м/сек (700 км/час).
Решение. 1) Находим из табл. 21 коэффициент D для высоты Н = 6000 м: D = 0,53.
2)Определяем баллистический коэффициент пули для высоты Н = 6000 м:
cн = c0D = 3,6*0,53 = 1,9.
3)Находим произведение:
cн*Д = 1,9*525 » 1000.
4) В табл.23 по значению v01, и произведению cнД находим коэффициент Ф:
Ф = 29.
5)Вычисляем угол прицеливания:
a = 29 cos 25° / 1,9 = 29*0,91 / 1,9 = 14'.
Время полета пули
t = Д / vср.
Средняя скорость определяется по формуле
vср = v01 / Kt.
коэффициент Kt определяется из табл. 24 в зависимости от произведения cнД.
Пример. Из приведенного выше примера имеем:
cнД = 1000,
тогда
Kt = 1,2;
vср = 850 / 1,2 = 709 м/сек;
t = 525 / 709 = 0,74 сек.
Для VЦ = 700 км/час (195 м/сек) и q = 30°
yт = 1000*VЦ*t*sin q / Д = 195*0,74*0,5 / 525 = 137 тыс.

Вертикальное понижение траектории

Для любой дальности вертикальное понижение траектории вычисляется по формуле:
S = ДФ / 3440 cн,
или приближенно
S = 4,9 t 2.
Пример. Вычислить вертикальное понижение S траектории по данным предыдущего примера.
Решение. S = (525*29)/(3440*1.9) = 2,35 м
или
S = 4,9*0,742 = 2,7 м.
Таблица 21. Значение коэффициента D
HDHD
01,0070000,48
10000,9080000,43
20000,8190000,38
30000,73100000,35
40000,66110000,31
50000,59120000,28
60000,53  

Таблица 22. Баллистический коэффициент с0
Пуля (снаряд)Калибрс0
Легкая пуля7,623,6
Тяжелая пуля7,622,8
Крупнокалиберная пуля12,71,4
Снаряд20,04,4

Таблица 23. Значение коэффициента Ф
V01600650700750800850900950100010501100
cнД
000000000000
5002622191715131210988
10006051433833292623201817
150010287756556494439353128
20001551331149986756658524742
25002201891631431241089584756759
30002962582251981721511331171049282
3500384337297263232205181159141126112
4000482428380338301268239211189168150

Таблица 24. Коэффициента Kt
cнДKtcнДKt
01,025001,5
5001,130001,7
10001,235001,8
15001,340001,9
20001,4  

Комментариев нет:

Отправить комментарий